Premuimwerk
  Логин
Регистрация
Немецкий Веркбунд, немного истории

Развитие машинерии и промышленного производства в Германии в конце 19-го века не прошло стороной мимо такого направления, как изготовление мебели и предметов интерьера. Темпы и скорость жизни в обществе в то время увеличились, и инженеры были вынуждены разрабатывать новые технологии, идеи и формы для их такого же быстрого внедрения в жизнь.

Существовавшая на тот момент пропасть между чистым искусством и ремесленничеством тормозила процессы промышленного производства, и самим временем требовалась адаптация умения ремесленника, выполнявшего штучные заказы, к массовому изготовлению. Однако на тот момент уже остро стояли  проблемы упадка в архитектуре и прикладном искусстве, что окончательно выявилось к началу  века 20-го.  Требовалось что-то новое, и это понимали даже самые консервативные слои европейской буржуазии.

Переход к  стилю „модерн“  и  воплощение в изделиях промышленного производства  характерных орнаментов дало толчок  к  восприятию предмета фабричного производства как изделия  со своей индивидуальностью, несмотря на массовость.  Кроме того,  когда в процессе производства  возникли  „технические формы“, которые далее  украшались характерным орнаментом, в них разглядели эстетику, которая стала новой для того времени.  Речь идет о функциональных, простых формах, которые только спустя годы стали называться „эстетикой Баухауса“

Не стоит забывать о том, что производство с его непрерывным функционированием требует такого же непрерывного сбыта  и расширения рынка сбыта за счет охвата наибольшего круга потенциальных потребителей.  Снижение себестоимости продукции делает ее доступной для все большего числа потребителей. И, таким образом, сгенерировалось новое направление  -  форма и предмет нового образа, достаточно простого в производстве и доступного для практически любого потребителя – квадратные комоды, кресла без пышных подлокотников и „украшательства“, простые, функциональные стулья из непривычных материалов – трубок, резины и ткани.  Еще в 1860-м году  обоснованный Земпером принцип „целесообразности“  наконец начал трактоваться как эстетический, и зарождение „новой эстетики функционализма“  соответствовало духу времени и потребностям промышленников.  

В 1907 году в  Мюнхене образовался Немецкий  Веркбунд  - союз художников и производителей, в который входили 12 художников и 12 фирм производителей выпускавших,  в основном, художественную продукцию. Их всех объединяла задача повышения художественно-эстетического  качества изготовляемой продукции промышленного производства и мечта о единой архитектонической культуре, свободно использующей возможности машинного производства.
Это был глобальный проект и он гласил: „Способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышать качество изделий; обязать членов союза к достижению наилучших результатов в работе; проводить мероприятия по расширению представлений  о хорошем качестве продукции; влиять на воспитание молодежи, прежде всего ремесленных сил;  влиять на систему торговли, финансирования и ведения дел“.

По сути, Веркбунд взял на себя ответственность за воспитание целой нации – это очень смелый поступок и особенно замечательно то, что процесс оказался последователен, структурирован и точен в исполнении.  Результатом сейчас явилось то, что называется немецкой культурой – культурой жизни, культурой производства, культурой ведения дел и отношения к делу.

Параллельно этим союзом  решалась и  такая экономическая задача, как снижение себестоимости производства за счет уменьшения трудоемкости процессов и использования доступных и недорогих материалов в различных сочетаниях. Обучение производственных специалистов происходило совместно с обучением продавцов.  Веркбунд выпускал массу специализированной литературы, проводил и участвовал в дискуссиях и организовывал мероприятия по повышению квалификации и обучению торговых предпринимателей – союз учил продавать продукт и прививал представителям хороший  вкус. Тем самым Веркбунд пропагандировал свои идеи во всех слоях общества: от производителей до потребителей. Несомненно,  это одно  из эффективнейших PR-действ 20–го века  в рамках целой нации.

Вместе с пропагандистской деятельностью Веркбунда и продвижением продукции массового производства происходили процессы поиска новых форм, материалов, их сочетаний. Кроме продукции повседневного использования разрабатывались и строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны. С появлением новых форм и их популяризацией появились возможности их воплощения во всех сторонах жизни человека: в шрифтах, печатных изданиях, мебели, зданиях, предметов быта. Новые формы, новые идеи, новые отношения  приобрели черты национальной культуры.  Практически все это реализовалось немного позже, и именно немецкий Веркбунд стал предтечей возникновения Государственного  Баухауса в 1919 году.

Немецкие продукты промышленного производства на все сто процентов отражают концепцию течения Немецкого Веркбунда – это высокое качество отделки, качественные материалы, тщательная конструктивная проработка и совершенная эстетика. Стоит взглянуть на любой продукт, созданный в Германии, например, автомобиль или какой-нибудь предмет мебели – непревзойденное немецкое качество на лицо. Причем, „качество“ относится и к дизайну, и к технологичности и к надежности.  

В мебельном производстве фабрики, которые начали свою деятельность в начале 20-го века, до сих пор выпускают продукцию действительно высочайшего класса,  как с точки зрения качества отделки и материалов, так и дизайна – фабрика WK Wohnen, девиз которой переводится как  „культура жизни“ в следующем году отмечает свой 100 летний юбилей. Особенно интересен тот факт, что фабрика WK Wohnen начала выпускать мебель в стиле конструктивизм одной из первых в Германии, за  несколько лет до образования Баухауса. 

Мебельную компанию WK Wohnen образовал Карл Шмидт, один из руководителей движения Веркбунд до 1918 года.  До сих пор над дизайном коллекций мебели работают только лучшие дизайнеры, и вкупе с высочайшим качеством изготовления, мебель от WK заслуженно  занимает высокую позицию в сегменте „премиум“.   

Итак, то, что мы видим сейчас в немецких товарах  - от мебели до автомобилей - является следствием определенных действий, последовательных во времени.  Отчетливо видна и экономическая составляющая, которая гармонично развивалась совместно с чистым, прикладным творчеством -  технологическим конструированием и промышленным дизайном. Вот ее основные составляющие:

1. Предпосылки.  Развития промышленного производства в начале 20-го века, цель – увеличение объемов продаж.

2. Идея концепции – расширить сферу продаж во всех слоях населения с различной покупательской способностью

3. Средства достижения цели – снижение себестоимости изделий за счет упрощения форм изделия и популяризация «новых форм», как нового стиля и новой моды.

4. Главная особенность концепции Веркбунд (далее и Баухауса):

4.1   Лозунг – "облагораживание  немецкой  работы  сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды", "одухотворение немецкой работы подъемом ее качества"

4.2   Эстетика продукта – форма, конструкция, материал изготовления, отделка, функционал. Все изделия – дизайнерские, каждая деталь проработана «от и до», конечное изделие, вне зависимости от назначения – совершенство.

4.3   Сильная интеллектуальная база в руководстве Веркбунда  -  Вальтер Гропиус,  Герман Мутезиус,  Карл Шмидт,  Теодор Фишер, Йозеф Хофманн.

5. Пропаганда и популяризация идей Веркбунда  – полный комплекс эффективных  пиар мероприятий – выставки, собственный журнал, форумы, дискуссии, семинары, обучения персонала (продавцы продукции), статьи и публикации в СМИ, открытие Нового немецкого музея искусства, ремесленничества и торговли в г. Хагене  и многое другое.

Таким образом, то,  что сейчас называется „немецким стилем“, является очень наглядным примером эффективного менеджмента глобального проекта, в котором экономические цели неотделимы от творчества.